Анненский Иннокентий Федорович
Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:






----------------------------------------------------------------------------

     Серия "Литературные памятники"

     Иннокентий Ф.Анненский "Книги отражений", М., "Наука", 1979

     OCR Бычков М.Н.

----------------------------------------------------------------------------



                              Миг вожделенный настал. Окончен мой труд

                                                                многолетний.

                              Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

                              Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик

                                                                    ненужный,

                              Плату приявший свою, чуждый работе другой?

                              Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

                              Друга Авроры златой, друга пенатов святых? {1}



     Господа! эти слова невольно приходят мне на ум, в  связи  с  еще  живым

впечатлением от пушкинских дней, которые мы с вами  только  что  пережили  в

дружном единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю  вас

на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий  поэт  так

глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием  долгого

труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я

уверен, что, по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое  сознание

успеха, сквозь отрадную перспективу отдыха и  все  соблазны  новизны  у  вас

пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться  с  этими  стенами,

жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым,

местами, может быть, даже горьким трудом.

     Говоря здесь от лица ваших наставников, я не могу не сознаться,  что  и

мои чувствования в настоящую минуту смутны. Я радуюсь вашим успехам, горжусь

новым результатом труда моих сотоварищей и вместе с тем испытываю  некоторый

страх, выпуская вас из-под опеки.

     Откуда этот страх? Я боюсь не за то, что вы мало знаете и  недостаточно

приучены к труду. Хотя результаты наших совместных  трудов,  может  быть,  и

очень скромны, но вы поступаете в высшую школу во  всяком  случае  с  лучшей

подготовкой, чем та, которую некогда туда приносили мы, ваши наставники.

     Я не боюсь и за вашу серьезность: вы понимаете ответственность взрослых

людей, которой вы подвергаетесь, перестав быть учениками  средней  школы.  Я

вполне  уверен,  что  вы  будете  дорожить  тем   правом   продолжать   свое

образование, которое сегодня за вами  укрепляется:  недаром  же  вы  столько

работали для получения этого права, недаром столько трудились и, может быть,

не раз болели за вас сердцем ваши родители,  недаром,  наконец,  вы  уносите

отсюда часть нервной и мозговой  силы  которую  ваши  наставники  вложили  в

трудное, медленное и ответственное дело вашего развития.

     Может быть, некоторые из вас выбрали свою будущую специальность  ощупью

и потеряют год на исправление ошибки, - этого  я  тоже  для  вас  не  боюсь,

потому что ошибка случайная и поправимая не есть еще зло.

     Я боюсь, что прервется та  нравственная  работа  над  _самопознанием  и

самоопределением_, которая началась для вас, по крайней мере для  многих  из

вас, в гимназии под влиянием великих книг классического мира,  в  общении  с

Ксенофонтом, Платоном и Софоклом. Вы знаете из того, что мне уже приходилось

говорить вам, что  я  не  ценю  особенно  высоко  заботы  о  пополнении  так

называемого _общего образования_ путем чтения популярных  книг  по  истории,

астрономии  или  физиологии:  к  науке  надо  относиться  интенсивно,  а  не

экстенсивно, по крайней мере  надо  всегда  помнить,  что  первое  отношение

безмерно  выше  и  ценнее  второго.  Но  вы  можете  мне  сказать,  что  уже

самоопределились, выбрав по своим вкусам, наклонностям или  способностям  ту

или  другую  специальность.  Нет,  господа,  дело   _самоопределения_   есть

медленная, кропотливая работа; мы старались вложить  в  ваши  сердца  только

зерна самоопределения и будем  счастливы,  если  в  вашей  дальнейшей  жизни

совершится их произрастание. Признаками  этого  серьезного  процесса  должна

быть осторожность ваших суждений, желание _властвовать не над другими, а над

самим собой_, контроль над собственным  душевным  миром,  причем  вы  должны

чуждаться решительных, категорических и безоглядных определений.

     Вам предстоит теперь превосходный способ вести  дело  _самопознания_  и

самоопределения, приобщаясь  мало-помалу  высокой  научной  работе,  которая

равно ценна во всех областях человеческого знания.

     Старайтесь же поставить себя в такие условия,  чтобы  ничто  не  мешало

вашим занятиям наукой. Помните, что, кроме логической своей ценности,  наука

и научные занятия обладают еще исключительным свойством успокаивать  совесть

человека и что они помогают каждому мыслящему человеку  понять  и  исполнить

истинное свое назначение.

     Не  все  из  вас,  конечно,  сделают   впоследствии,   по   выходе   из

университета, научные занятия центром своей деятельности, но дай бог каждому

из вас воспитать в себе убеждение, что только в строгой науке  лежит  вечный

источник совершенствования и каждого человека и мира; дай бог, чтобы в  ваши

сердца никогда не вкрадывался стыд признать себя учениками, если  судьба  не

даст вам сделаться учеными.

     Тот великий поэт, юбилей которого совпал с вашими последними  школьными

днями, пусть остается для вас навсегда путеводной звездой.

     Знакомясь ближе с творчеством и биографией Пушкина, мы убеждаемся,  что

и он переживал трудную работу самоопределения  и  постоянно  совершенствовал

свои создания. Только гений скрыл от нас суровые болезненные  стороны  этого

процесса, кристаллизуя  пушкинские  творения  в  законченные  и  совершенные

формы.

     Но пора кончить. Желаю еще раз и от всего сердца, чтобы каждый  из  вас

нашел в жизни любимый, захватывающий его труд, не оставлял при этом  никогда

работы над самопроверкою и самосовершенствованием на почве  высших  духовных

стремлений и особенно науки.









     Впервые  опубликовано  в  типографском  экземпляре  отчета,   изданного

отдельной кн.: Сведения об Императорской  Николаевской  гимназии  в  Царском

Селе. 18981899 учебный год,  СПб.,  1900,  с.  25-28.  Автограф  неизвестен.

Печатается по тексту первой публикации.

     Эта  речь,  в  которой  Анненский  в  обобщенной  форме  выразил   свое

эстетическое и этическое кредо, свое отношение к труду и особенно  к  науке,

выходит далеко за рамки педагогики.



     1 Миг вожделенный настал... - Стихотворение Пушкина "Труд" (1830).












 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru